pravdarussian (pravdarussian) wrote,
pravdarussian
pravdarussian

Categories:

Дао Тойота: темная сторона силы

 Рассмотрев «бережливое производство» и его негативные примеры, мы невольно
понимаем, что увидели лишь верхушку айсберга, что масса подводных камней еще
ждут свои «корабли». Конечно, читая книги по производственной системе Тойота,
трудно найти в них какой-либо злой умысел. Разумеется, сами слова не несут в
себе угрозы. Угрозу представляют те, кто эти слова произносит и пытается
воплотить в жизнь, вкладывая что-то от себя, придает ей ту самую «маленькую
сморщенную… изюминку». Знаменитая книга американца Джеффри Лайкера, ставшая чуть
ли не Библией для многих современных руководителей, стремящихся перенять опыт
Тойоты, повествует о таком Дао, который никак не укладывается в знания о Японии.
Многим вещам просто неоткуда взяться, например уважению к людям, тем более к
нижестоящим. Что бы лучше понять, давайте ненадолго погрузимся в омут страны
Восходящего солнца.



 «Жизнь - это лишь сон бабочки»



Для многих Япония - это самураи, ниндзя, гейши, сакэ, смешные девочки в гольфах
и коротких юбках, большеглазые и криворотые анимационные персонажи, роботы и
компьютеризированная страна будущего. Мало кто осведомлен об истории страны, ее
культуре, религии. Многие стали невольными жертвами иллюзии, создаваемой
искусными «интригоплетами». Судите сами, ведь и Средневековая Европа до сих пор
видится многим в розовом цвете.



Так что же такое эта Япония? Небольшое островное государство со своими, порой,
жестокими обычаями и традициями. Первым на ум приходит «саппуро» - ритуальное
самоубийство. Для европейца это было дикостью и тогда и сейчас. О чем говорить,
если те же самураи, жившие по кодексу Бусидо, считали лучшим умереть, чем
оказаться неправым в каком-нибудь детском споре. Неописуемый стыд охватывал их,
и не было другого выхода кроме как смерть, которая спасет честь и не бросит тень
на семью. Человеческая жизнь не бесценна, это дешевка, которую даже некому
продать. Странно, но складывается впечатление, что если у японца нет аргументов,
или он не может их придумать, то все что приходит на ум, - это харакири.
Наверное, именно поэтому в Японии до сих пор есть традиция прилюдного покаяния,
когда какой-нибудь менеджер берет на себя вину за плохие продажи и перед всей
компанией извиняется, падает на колени, изображает того самого раскаявшегося
самурая со старинных гравюр. Не менее интересно и то, что его прощают и жизнь
продолжает свой неторопливый путь. В 1948 году уровень инфляции в Японии достиг
таких масштабов, что долг Тойоты в восемь раз превысил ее суммарный капитал.
Чтобы избежать банкротства, компания приняла решение ввести жесткую экономию,
была урезана зарплата менеджерам, которые как-будто бы согласились на это
добровольно, и на 10% сокращена зарплата всем остальным сотрудникам. Сокращения
зарплат не помогли, и было уволено 1600 рабочих. После чего начались митинги и
забастовки. В такой ситуации ищут виноватого, чтобы как-то успокоить народ.
Книги описывают далее «подвиг» господина Кийтиро Тоёды, что он берет
ответственность за все произошедшее на себя и покидает пост президента компании.
Для японцев это было очередное публичное «саппуро», только без кровопролития. В
Японии «козлов отпущения» находят быстро – они приходят сами. Никто из рабочих
даже не обратил внимания на то, что компанию теперь возглавил двоюродный брат
Кийтиро, и на самом деле ничего не изменилось.



Приняв это, не удивит и ужасающая статистика самоубийств в Японии. 30 000 самоубийств
ежегодно, при падающем уровне рождаемости правительство мечтает снизить цифру
хотя бы до 25 тысяч. Большинство из них одинокие люди, мужчины 26-38 лет,
которые не видят ни будущего, ни радужных перспектив после очередного сокращения
заработной платы, или увольнения. Для них жизнь заканчивается, как только
общество от них отворачивается, или они становятся не такими, как все. Робот
сломался, роботу пора в утиль. Таким образом, рабочий для Дао Тойота - это всего
лишь винтик или шестеренка, которую можно заменить в любой момент. Да, у
работника есть хорошо оборудованное рабочее место, карточка «канбан», педалька,
рычажок и свод правил, которые нарушать не рекомендуется. Наблюдательные
менеджеры все записали, составили график, когда протягивать руку за
инструментом, когда чесать голову, когда думать, о чем думать. По сути, никому
нет дела до человека, есть дело только до его возможностей и пользы, которую он
может принести.



В блоге одного сотрудника завода Тойота  подробно описывается интервью при
приеме на работу. Они смотрели на его физическую подготовку, важно, чтобы он был
молод и еще полон сил, не болел. Чтобы от него было больше пользы. Их не
волновало ни его образование – образуем сами, ни его прошлое – потом харакири
очистит твою честь.



Цель у этого одна – массы людей должны приносить пользу. Эта идея буквально
вдалбливается в головы японцев. Если японец не приносит пользы обществу – он
должен умереть и пополнить стройные ряды цифр в статистике суицидов.



Однако есть среди них и те, кто полагают, что им видней, где и какую пользу
могут приносить те или иные люди. Кто-то возомнил себя великими, Богами,
вооружившись книжкой написанной по вдохновению от книги Генри Форда «Сегодня и
Завтра», который в свою очередь вдохновлялся «Капиталом» Маркса. Ничего, что
мистер Форд оказался закоренелым марксистом, важно что японцы, перенимая
западный опыт, пошли по своей дорожке, местами залитой кровью.



Говоря об уважении в Японии, невольно вспоминается притча:



В день большого праздника грозный правитель решил выехать в город. Люди
боялись его и старались как можно быстрее уйти с пути правителя  и его знати.
Однако, вдруг они встречают препятствие – босой, одетый в лохмотья нищий сидит
на обочине дороги и, кажется, не собирается никуда уходить. Правитель  пришел в
ярость.



- Ты жизнью не дорожишь?!



- Отчего же? – спрашивает нищий.



- Если бы дорожил, то убрался с дороги!



- Я сижу на краю и тебе не мешаю.



- Ты чт, не знаешь кто я?!



- Не знаю.



- Я правитель этого города!



- Скажи, а есть кто-то выше тебя?



- Конечно! Нахарар выше меня!



- А кто выше него?



- Царь великий!



- А кто выше царя?



- Только Боги, глупец!



- А кто выше ваших Богов?



- Выше Богов?! Никто!



- Так вот, я и есть Никто. Обойди меня и иди своей дорогой…



Хотя ни в одной книге не сказано о кастовости в Японии, ее никто не отменял.
Бедняк обязан показывать уважение богачу, богач – кому-то богаче его. Однако
богач никогда не будет оказывать одинаковые почести кому-то нижестоящему. Так
было в старину, так и сейчас. Разве что бедняку не снесут голову с плеч хорошо
заточенной катаной. Такие отношения сохранились в Японии и по сей день, дети
впитывают эти обычаи и традиции с молоком матери, с чего бы вдруг им от них
отказываться?



Руководящие менеджеры Тойота с гордостью заявляют, что на протяжении всего
развития компании учатся на ошибках. Именно всестороннее изучение ошибок в
процессе производства и помогает им двигаться вперед. Однако никто не говорит,
за чей счет делаются эти ошибки? Кто будет страдать за них? Ответ один –
рабочий, который ошибку совершил. Менеджер порадуется, хоть какую-то пользу
принес неумеха – позволил добавить очередной пункт в свод правил.



Кто-то, возможно, скажет, что если японцы не жалуются до сих пор, значит их все
устраивает. И будете неправы. На протяжении всей истории рядовому японцу
говорили, что нужно работать и жить для других, умирать за других, иначе стыда
не оберешься. А стыд это так страшно, что лучше умереть. Он просто не знает, что
можно по-другому и ничего за это не будет. Нерядовой японец Кийтиро Тоёда просто
сказал, что виноват и уступил место родственнику, но не повесился в своем офисе,
оставив предсмертную записку и сняв обувь. Кийтиро не был выходцем из бедного
сословия. Его не учили тому, что нужно все делать за других, его учили тому, как
другие могут что-то делать за него. Непонятны также истории семьи Тоёда, которые
преподносят нам их чуть ли не выходцами из самых низов, которые просто были
очень умными и изобретательными. Между тем Кийтиро, болезненный мальчик,
закончил Императорский университет Токио. Согласитесь, не каждому японцу такое
дано и уж тем более не дано умному, талантливому изобретателю из трущоб, сыну
бедных крестьян.



Семья Тоёда не простая семья, как мы уже выяснили. Искусно управлять
управляемыми людьми они умеют, пользоваться тем, что есть по максимуму, - тоже.
Никого из руководства никогда не интересовал ни личностный рост, ни благополучие
отдельного человека, лишь польза и прибыль, которую он может принести.



Также и успешность завода Тойота началась вовсе не с мечты и идеи.



Станок с «защитой от ошибок» стал одной из самых популярных моделей,
изобретенных Сакити Тоёда. В 1929 году он послал своего сына, Кийтиро, в Англию
для переговоров о продаже патентных прав Platt Brothers, ведущему производителю
прядильного и ткацкого оборудования. Кийтиро договорился о переуступке прав за
100 000 английских фунтов, и в 1930 году Тоёда использовал эти деньги в качестве
стартового капитала для создания Toyota Motor Corporation. Согласитесь, не у
многих японцев в те времена были такие возможности.



Закрытые страницы истории



Итак, основав новую компанию и найдя удачное место для вложения денег, Сакити
отправляет своего сына теперь уже в США, на заводы Форд, посмотреть, как обстоят
дела у них и чему-то научиться. Кийтиро не особо вдохновился массовым
производством, счел это расточительным, а уж явления профсоюзов и того, как они
защищали рабочих, вообще дикость. Зачем защищать нижестоящих, если они не
приносят пользу? Не хотят работать, потому что им мало платят? Им должно быть
стыдно, они должны умереть из-за этого. Кому какое дело, казалось бы. Однако
Японии хотелось быть ближе к США, Европе, поближе к денежным потокам, поэтому
пришлось завуалировать некоторые особенности ведения бизнеса.



Планы попортила Вторая мировая война.



В то время как заводы Форд, Дженерал Моторс, не говоря уже Советских заводах,
снабжали армию бомбардировщиками, танками, двигателями и другим оборудованием,
завод Тойота производил грузовики для военных. Масштабы, разумеется, были не те.
После нескольких налетов ВВС США заводы Тойота на время прекратили свою работу.



После окончания войны заводы разных стран-участниц находились в тяжелом
состоянии. Другими словами, там никто не отдыхал, и им предстояло перестроиться
на новый режим – мирного производства. Это требует времени. Япония, которая
оказалась под оккупацией США, в этом плане находилась в более выигрышном
положении. Именно Америка стала помогать Японии возрождать производство, в
какой-то мере наплевав на свои заводы. Снова большие вливания денежных средств
пришли на помощь семье Тоёда, помогая окупить вложения Сакити.



Наш принцип – беспринципность.



Теперь посмотрим на основу основ – на дом производственной системы Тойота. Дом
ТПС, это так символично. В доме можно многое спрятать, можно закрыть его от
мира, главное не выносить сор из избы. «Крыша» дома гласит – отличное качество,
низкие затраты, минимальное время выполнения заказа, высокий уровень
безопасности, высокий моральный дух.



Сразу же возникает вопрос: как добиться отличного качества при минимальных
затратах? Ответ приходит также быстро: никак. Мы уже знаем о природе чугуна,
используемого Тойота, догадываемся и о дешевизне деталей, известны факты приема
на работу непрофессиональных рабочих из рядов нелегалов. Видимо из этого и
складываются низкие затраты на производство. Настораживает и факт того, что
Кийтиро, будучи в США, вдохновился методами супермаркетов – товары на полках
пополняются по мере необходимости. Из этого выросла идея канбан. Любопытно, а
система FIFO (First In First Out – Первый пришел, первый ушел), которая
подразумевает, что товар, чей срок годности подходит к концу, будет стоять на
полке первым, а свежий – последним, также вдохновила японцев?



Фраза «высочайшее качество по приемлемой цене» будто главный слоган опутывает
все рассказы об успешности Дао Тойота. Странно, что редко кто задается вопросом:
как такое возможно? Интересно, что по информации газеты «Коммерсантъ» у Тойоты
есть неплохой шанс в четвертый раз подряд возглавить мировую статистику отзывов
автомобилей. В феврале 2010 года было отозвано 9 млн. машин предположительно с
дефектом педали газа, в мае того же года 3 800 машин модели Lexus из-за проблем
в рулевом управлении, в июле 270 000 двигателей Toyota Crown из-за ненадлежащего
качества пружин клапанов в двигателях, в августе еще 1 млн. машин. В октябре,
ноябре 2012 года компания отозвала почти 10 млн. машин. Эти показатели втрое
выше, чем за 2011 год.



Проблемы с машинами Тойота копятся и копятся, в 2010 году она даже выплатила
штраф в 16 400 000 долларов Федеральному правительству США, но и это не улучшило
качества производимой продукции, как видно из статистики этого года.



Так где же отличное качество? Пока мы видим лишь доступную цену.



Популярность машин японских марок среди угонщиков также не добавляет красоты
общей картине. В Москве в 2012 году машины марки Тойота занимают четвертую
строчку в рейтинге, по данным сайта «угона.нет». Вторую строчку в
сегменте премиум класса занимает Тойота-лендкрузер, что тоже нелицеприятно.



Руководство Тойоты может радовать лишь то, что по продажам в США они вошли в
тройку лидеров, вместе с их учителями с Форда. В Европе же они на восьмом месте,
в России на седьмом. Стоит отметить, что в Европе продажи упали в сравнении с
прошлым годом.



Исходя из описанного выше мы понимаем, что в какой-то момент Тойота пошла по
темной дорожке Дао и поставила прибыль выше безопасности. Моральный дух
руководства сломить не удалось, потому что за это расплачивался дух рабочих.



Можно с уверенностью констатировать, что у «дома ТПС снесло крышу».



Dura lex sed lex.



Как же путь Тойота стыкуется с законодательством? С трудовыми кодексами разных
стран? И стыкуется ли? Шестнадцатичасовой рабочий день? Нет. Легально ли
заставлять рабочего оставаться после работы и доделывать то, что было недоделано
за день? Нет. Нормально ли это оставаться на работе ежедневно до часу ночи, в
связи с собраниями-отчетами о проделанной работе? Ненормально. Можно ли
выплачивать зарплату, исходя только из выслуги лет? Нет. Хотя все эти
«нововведения» принимаются японцами сдержанно и безэмоционально, другими нациями
принимаются в штыки. Неудивительно. Ведь все это, философия Дао, «домик ТПС»,
личностный рост, обещания сладкой жизни после смерти попахивает сектантством.



Судите сами, для японца нет ничего важней долга, общественного долга, он должен
работать на благо других. Если он не удовлетворяет требования «хозяина» он –
плохой. Позволяют ли слова из книги Дао Тойота делать людям плохо, как-то,
например, платить им меньше? Заставлять и принуждать работать больше? Отчасти –
да.



На примере Украины, где пытаются перенимать «успешный» опыт заводов Тойота, на
некоторых производствах можно говорить о том, что руководство само принимает
решения, без оглядки на трудовой кодекс, Конституцию, Европейские конвенции. Во
главе какого-то предприятия стоит эдакий «самодур» и вдохновленный мечтой
«домика ТПС» начинает вводить их идеи и идейки. Никто не в силах его остановить,
потому что некому защитить работников. Руководитель одержим прибылью, такой же
прибылью, как и семейство Тоёда. Закон? Законы современного мира писались теми,
кто собирался их нарушать, эти законы защищают лишь тех, кто стоит выше народа.
Однако они не знают, что выше народа нет никого.



Куда рабочему податься?..



В Японии деятельность профсоюзов почти незаметна, да и мало на что они способны.
Учитывая культурологические особенности, в них нет особой нужды. Чего нельзя
сказать о США или Европе. Институт профсоюзов в Америке, Англии, Германии,
Советском Союзе развивался бурно, долго. Всегда была эта борьба с
Наполеоновскими планами о свободе и равенстве. Рабочий знал, куда придти и к
кому обратиться за помощью, он знал, что его не бросят в трудную минуту и
помогут вести диалог с руководством, если оно нарушает закон и\или его права.
Возможно, именно из-за такого влияния профсоюзов на свои заводы в США компания
Тойота чаще нанимает нелегалов, тех, кто не состоит в профсоюзе и абсолютно
незащищен.



Чем сердце успокоится?..



Европа частенько любила перенимать азиатские идеи, считая их новыми и полезными,
порой забывая о том, что восток – «дело тонкое». Их традиции и обычаи
зарождались в другой истории, чуждой многим. Но чужой успех ослеплял. «Тойота
успешна!» - восклицает президент компании, - «потому что у них такая философия!
Мы сделаем так же! Мы будем успешны!». Что ж, почему тогда никто не берет пример
с КНДР? Чем не положительный пример? И рост экономики и населения, и все как в
утопии Кампанеллы, отчего же не взять с них пример? Зачем одним странам
перенимать опыт других? Зачем это США и России? США не особо переняла опыт своих
«учеников». Тогда зачем это нам? У нас есть опыт СССР. Лучшего опыта в мировой
практике никогда не было и не будет. Зачем изобретать велосипед, когда давно уже
изобретена ракета?



В текстах о бережливом производстве нет злого умысла, это всего лишь слова. Злой
умысел может быть в головах тех, кто тексты эти произносит и притворяет в жизнь,
одержимый жаждой наживи.



Не стоит смотреть на заводы Тойота и принимать все их пресс-релизы за чистую
монету. Все врут, в конце концов. Просто некоторые делают это красивее, чем
другие. Однако правду все равно не удастся скрывать вечно. Компания Тойота ничем
не отличается от любой другой компании, просто хороший пиар и крупные вложения.
Не стоит возносить их на пьедестал успешности, потому что его просто нет.
Никакая книжка никакого человека не сможет обеспечить рабочего хорошей
зарплатой, льготами, условиями для жизни, идеей, за которую стоит трудиться, но
это можете Вы. Отталкивайтесь от опыта своей страны, своего народа, своего
предприятия. Не смотрите как у других, смотрите как у вас.



Лиза Шульгина

Tags: toyota, жлобство, социальная справедливость
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments